Главная » Статьи » Мои статьи |
К началу первой мировой войны в населенных пунктах, входящих ныне в наш район, было 20 начальных школ, в которых обучалось 800 детей. В ходе войны многие учителя ушли в армию, в связи с чем накануне Октябрьской революции действовали только 18 школ, а число учащихся сократилось вдвое. В год образования района на его территории было 52 начальные школы, в которых обучалось 2823 учащихся, и Мишкинская школа крестьянской молодежи (ШКМ) с контингентом около 150 учеников. В 1932 году в 83 начальных и 5 неполных средних школах обучалось 6445 человек. К 1929 году из педагогических учебных заведений вышла значительная армия педагогов. Только в наш район прибыло около 40 молодых учителей. В их числе были А.Д.Дмитриев, М.И.Самойлова, И.Н.Иркабаев, Е.А.Каюмова, В.Д.Петров и другие. Это были настоящие энтузиасты педагогического дела. Но в целом образовательный уровень учительства оставался низким. .Так, в 1931 году из 160 учителей среднее образование имели лишь 31,1 процента, в 1932 году - 41,4, в 1933 году - 47,7 процента. Остальная масса учителей была, как писали тогда в отчетах, с низшим образованием. В 1936 году из 277 работавших в районе учителей высшее образование имели лишь пятеро. Сентябрь 1935 года явился знаменательной вехой в области народного образования -Мишкинская неполная средняя школа получила статус средней. В последующие пять лет открылись Байтуровская, Баймурзинская, Кигазытама-ковская, Татарбаевская, На-каряковская, Чебыковская неполные средние школы, которые затем стали именоваться семилетними. В августе 1938 года Большешадинская неполная средняя школа реорганизована в среднюю. В 1938-39 учебном году в районе функционировало 78 начальных, семь неполных средних и две средние школы. В них обучалось: в 1-4 классах - 5894 учащихся; в 5 -7-х - 2128; в 8 -10-х - 169. Всего 8191 учащийся. Преподавателей было 290, из них лишь пятеро имели высшее образование и семеро - незаконченное высшее. В 1943 году открылась Чураевская средняя школа, в 1955-м -Камеевская, в 1966-м - Новотроицкая, в 1973-м - Баймурзинская и Чебыковская, в 1975 году - Арзаматовская, Болвшесухоязовс-кая, Ирсаевская, Тынбаевская и Янагушевская школы. В течение пяти лет (с 1985 по 1990 год) еще пять восьмилетних школ были реорганизованы в средние. Это Татарбаевская, Акбулатовская, Урьядинская, Мишкинская, Бирюбашевская школы. Наряду со школами в районе формируются и дошкольные учреждения, которые были' призваны давать крестьянским детям соответствующее воспитание, готовить их к школе, а также имелось в виду и освобождение женщины от семейных забот, дабы она могла заниматься общественным трудом. В 1923 году перед женотделом республики встает задача: помочь организовать хоть несколько яслей-садов в деревне на время летней страды. Намечалось открыть их "в таких отсталых местах, как Аргаяш, Зилаир или хотя бы Мишкинская волость Бирского кантона". Однако бюджетных сумм на это не было, и женотдел обратился за поддержкой к городским работницам. В*Международный женский день - 8 Марта они отработали у машин по два лишних часа и заработок перечислили в ясельный фонд. Летом 1923 года городские делегатки, выучив десятка два обиходных марийских слов, выехали в Мишкино. Они заняли большую избу у одинокого деда, вымыли окна, побелили печь, повесили на окна марлевые занавески, и ясли были готовы. Если первые ясли имели характер сезонный, то позже, в 1938 году, в райцентре открылось дошкольное учреждение, которое работало круглый год. На сегодня только в Мишкино работают четыре детских сада и одни ясли. А всего в районе 27 дошкольных учреждений, которыми охвачено 717 детей. Их воспитанием занимаются 104 педработника, из них 23 имеют высшее образование. Сегодня не в новинку, когда в детском саду, как, например, в "Солнышке", работают такие специалисты, как психолог, логопед. Дети в дошкольных учреждениях имеют все возможности развиваться всесторонне. Большое внимание уделяется на современном этапе и привитию ребенку любви к родному языку. Для этого в детских садах создаются марийские, татарские, башкирские группы. Ребенок уже с малых лет начинает знакомиться с обычаями, традициями своего народа. Данный подход к воспитанию прослеживается на всех этапах образования. Так, в школах, которых к концу 90-х годов в районе насчитывается 58 всех вместе взятых -начальных, основных и средних - обучение детей ведется на родном для них языке. В настоящее время большинство школ расположены в современных типовых зданиях, оборудованы по кабинетной системе, во многих из них имеются компьютерные классы, где дети могут овладевать новейшей техникой. Ребята получают полноценное образование во всех отношениях. Об этом свидетельствует то, что многие наши выпускники становятся студентами высших и средних специальных учебных заведений. Так, в 1997-98 учебном году в различных институтах, университетах и колледжах обучалось 380 выпускников. По-прежнему в школах уделяется внимание профориентационной работе, привитию учащимся навыков труда. Почти во всех семнадцати средних школах имеется сельскохозяйственная техника. Воспитанием более чем шести тысяч школьников занято 859 учителей и воспитателей, около 70 процентов из них имеют высшее образование, остальные - незаконченное высшее и среднее специальное. О высокой квалификации педагогов говорит и то, что 14 человек носят звание "Методист-учитель", 52 - "Старший учитель", 13 - "Отличник народного образования Республики Башкортостан" и 125 учителям за эти годы было присвоено звание отличника народного просвещения. Труд многих наших педагогов отмечен и высокими правительственными наградами. Так, в свое время одну из самых высших наград страны - орден Ленина получили семеро наших учителей. Это Лидия Николаевна Алфеева, Алика Валитовна Акузина, Полина Александровна Багишева, Малика Ташбулатовна Бикбулатова, Михаил Николаевич Михайлов, Мария Ивановна Михайлова, Мария Петровна Ибагишева. Шестеро были награждены орденом "Знак Почета", один - орденом Трудовой Славы III степени, четверо - медалью "За трудовое отличие". Ряд учителей носит звание заслуженного учителя школы РБ и РФ. | |
Просмотров: 1175 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 0 | |