Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование деревень

Общеизвестно, что люди других национальностей на землях башкир осели как припущенники, а частично на землях, купленных от них на разных условиях.

В те годы башкирские волости состояли из нескольких тюб. Принять решение о припуске или продаже земли только вотчинники тюб большинством голосов. Владельцами обширных земель были башкиры Кыруиларской тюбы Таныпской волости. Первыми здесь приобрели землю черемисы-тептяри деревни Бирюбаши Рефанды еще в 1675 году. Об этом известно из прошения поверенных этих деревень Асфандира Бахтиярова и Бекмурзы Бекметова, поданного на имя царя в 1858 году с просьбой выдать копию до говора о покупке земель. На землях этих башкир поселились тегерменевцы 15 мая 1751 года, лепешкинцы – в 1766 году. Атамбай Апаев, Бекмет Чаботаев, Атай Ижбахтин, Байназар Давлетбаев основали деревню Баймурзино 18 мая 1767 года при условии уплаты по одному рублю в год со двора. Исембет Исаев, Мамкей Исаков, Ишмурза Аматаев, Албек Мурсяков основали деревню Ишимово 28 января 1741 года за оброк по 50 копеек в год со двора, а черемисы деревни Кельметьево переселились из деревни Тактакуль 18 декабря 1833 года по указу Оренбургской казенной палаты.

Первые переселенцы деревень Чураево, Букленды, Каргино, Кайраково, Бикшиково, Колбеково получили землю от имени царя во владениях этих же башкир в 1686 году, а деревень Курманаево, Большой Сухояз, Сосновка, Верхний Сухояз – 14 января этого же года. Основатель деревни Изимарино Изимари Изиланов основал свою деревню на земле, пожалованной царем Алексеем  Михайловичем в 1651 году. Прибельские пойменные луга были проданы башкирами Шамшадинской волости по памятной записи от 1735 года, утвержденной Уфимской провинциальной канцелярией 25 июня 1736 года. Поверенный жителей деревни Тынбаево Ирнаш Икташев в 1799 году жалуется в уездный суд, что купленные ими в 1732 году земли захватываются башкирами Шамшадинской волости и крестьянами деревни Улеево. Эти земли принадлежали жителям деревень Тынбаево, Курманаево, Сухоязово, Бахтыбаево.

Хотя и населения было меньше, земля обширной, но земельные вопросы всегда были спорными, потому, что земля быстро теряла урожайность, в связи с этим жители переезжали на другие земли, а лет через десять опять возвращались. Об этом сохранилось прошение жителей деревень: Кульчубаево(девять дворов), Верхний Сухояз Десять), Изимарино – (три), Токтарово (один двор) на имя губернатора с просьбой разрешить переселиться в деревни Ахудибаш, Такеево, Щелканово и Ивачево с условием после восстановленния старых пашен возвратиться обратно.

А переселенцев становилось все больше. Черемисы деревни Ключи землю купили у башкир Дуванейской волости в 1795 году, Елышево и Арзаматово – в 1725 году.Жители деревень Староваськино, Ирсаево, Митряево, Верхнего и Нижнего Сансканово, Чебыково и Нового Ключа основали свои деревни по договору от 6 июля 1713 года на землях башкир Канаевой тюбы Каннинской волости.

Терпан Янбарисов по договору от 9 мая 1733 года получил у башкир Ельдякской волости в аренду на 50 лет земли и основал деревню Токтарово, а иликовцы поселились в 1731 году, жителям деревни   Новая Васильевка земля  выделена из казенных дач во время межевания башкирских земель в 1819 году.

Одной из старейших деревень Мишкинского района является Яндыганово, которое было основано еще в 1673 году. Кто был первым поселенцем, пока неизвестно. Жители деревни Старокульчубаево вообще не имеют никаких документов на право поселения и владения землей. Наверное, они утеряны. Но бывали и такие случаи, когда люди допускались к жительству по устной договоренности или селились на отдаленных землях, долгие годы их никто не знал, потом мирились со свершившимся фактом, и они оставались на захваченной земле.

Возникает законный вопрос у жителей татарских русских деревень и самого Мишкино, а когда же возникли их деревни?

Как нам удалось выяснить, название села Мишкино исходит от имени основателя Мишки (Мишка). Документ гласит, что башкиры дали запись от 24-го февраля 1709 года Михаилу Исенбаеву с товарищами на владение вотчиной. Вот его товарищи – Албай Алтыбаев и Урускай Асильдин. Далее перечисляется словесная граница вотчины. В документе так: «…вотчина от Чепыкова и до Сасьва урочища вверх по речке, по левой стороне той речки до вершины, через лес до вершины речки Аллагуш до речки Кыгазу до устья, а с устья до вершин по речке Сухояз по левую сторону, с вершин той речки к вершине речки Чюкудо на низ по той речке Чюкуду по левую сторону до озера, а с того озера по оврагу до болота Мохового, с болота по оврагу до речки Иняку и по той речке Иняку вверх по той речке по левую сторону до устья к Балтак-Илги и вверх по той речке Колки через дубраву до вершины речки Сатбая.

С той вотчины Михайлу не изгонять. А кто другой будет, станут в ту вотчину, то вам стоять за той вотчиной вместе».

Таким образом, название деревни Мишкино происходит от имени основателя Мишки.

По документу, в самом деле, тот самый Мишка-Михаил – основатель село Мишкино или другой? Дли утверждения мыслей необходимо подтвердить типографические названия, указанные в документе. Если они полностью совпадают, то можно с полной уверенностью утверждать, что Михаил Исенбаев действительно основатель нашего райцентра село Мишкино, и село основано в 1709 году.

Летом того года жители деревень Старо-и Новоакбулатово провели немало тревожных дней – башкиры и русские появились на берегах Иняка и Чукуды, начали отвод земель. Тогда они из них –дворцовый крестьянин спаского сельца Дуваней Иван Паленин – показал бумагу следующего содержания: «Се азь Бирючан Такаев да с братом  Черемышем Такаевым, оба мы Уфимского Казанской дороги Дуванейской волости башкирцы, дали в Уфимской приказной избе памятню запись: Уфимского уезда Осинской дороги деревни Козеевы – ясашным черемисам Кузею и Баймурзе Бердыбековым и Баймету Баймурзину в том, что 1781 году октября 12-ой день отдали мы Бирючан да Черемыш им Кузею с товарищи вотчину свою по нижнюю сторону Иняка речки, с устья Инякова до деревни Акбулатовой, до вершины речки Басмень и Чукуды а по Бирю с устья Чекуды до устья Иняка. В той вотчине бобровые угодья, звериные ловли, бортные угожья да и на другой стороне Биря реки, против той же вотчины по речке Ерьяз до большой дороги что ездят в Бирск и по той дороге Ямашязы, от оной речки до Бирю речки, этой вотчиной владеет вечно Кузею с товарищи, и зверя всякого и птицу побивать, борти с медои брать, новые ставить и им Кузею с товарищи с тое вотчины в государственную казну ясаку в подмогу нам Бирючану да Черемышу по шести куниц да и полубатману меда каждый год, а нам Кузею с товарищи с той вотчины не высылать, осторонним не передавать, никакого насильства не чинить, если учнем чинить или кто из нашего роду и племени ту вотчину у них отнимет за покрытие убытков мы обязаны им уплатить сто рублей серебром.

Запись сия писана Уфимским площадным подъячим Рукавишниковым и записана в приписную книгу».

Это запись утверждала в правах на владение землей жителей деревни Козеево (Новоакбулатово), позднее – предков крестьян деревень Старо – и Новоакбулатово – колхозников колхоза имени Карла Маркса Мишкинского района.

Проходят годы, как вода в речке Иняк безвозвратно. 12-го октября 1992 года исполнилось 320 лет со дня основания деревни Старо- и Новоакбулатово. Это мог бы подтвердить походный старшина деревни Субай, мещеряк Шамсутдин Зямилев учавствовший на отводе, если бы был жив.

Марийцы по своей культуре, обычаям делятся на три группы: горные, луговые и восточные. Горные и луговые мари основались давно и живут в современной марийской АССР. Восточные мари переселились главным образом в XVI-XVIII веках. В 1552 году Царь Иван грозный двинул на Казань 150 тысячное русское войско, и Казанское ханство было разбито. После распада казанского ханства Поволжье было присоединено к Русскому государству. С этих пор переселение марийцев усилилось. Что же заставило некоторую часть марийцев покинуть свои родные места? Причиной переселения марийцев на Урал является насильственное крещение, усиление феодального гнета. Сначала марийцев угнетали и беспощадно грабили татарские ханы, мурзы, а затем феодальные князья, а также малоземелье. Эти причины вынудили марийцев переселиться на Урал: в Башкирскую АССР, Свердловскую область, Пермьскую область. Само собой разумеется, переселение шло водным путем, по рекам Волге, Каме, Белой-Ош Виче и их маленьким притокам. Вместо лодок у них были плоты. Вот с этих пор появились первые марийцы в современном Мишкинском районе.

Вот что рассказал в своих воспоминаниях об истории с.Мишкино Мандиев Ялет,  1875 года рождения. Несмотря на свой преклонный возраст, он еще был бодрым, у него была неплохая память, ходил без палки. По национальности мари. Он помнил рассказы своего деда об истории села Мишкино. Мишкино возникло в конце XVI начале X VII веко в. Даты летописей и рассказ деда примерно совпадают. Таким образом, нашему селу около 300 лет. Существует такая легенда, якобы в эти края по рекам подплыли три брата: Орсай, Митряй и Мишка. Остановились, ознакомились окружающей природой, и она им очень понравилась. Кругом был дремучий лес, водились разные звери, медведи, трое братьев стали сжигать леса, выкорчевывать пни, чтобы иметь участок для посева. Отсюда и происходят названия деревень Ирсаево, Митряево и Мишкино. Поселились эти братья отдельно. А Мишка поселился в районе бывшего колхозного конного двора, на берегу реки Иняк. С этого, надо полагать, начинается история села Мишкино. Дом Мишки был маленький, пола и потолка не было, не было и печи. Пищу приходилось готовить на костре. Затем была сложена печь из камней. Постепенно семья и род увеличивались. Главным занятием населения было земледелие, кроме того, занимались разведением скота, рыбной ловлей, сбором меда диких пчел. Как было описано выше, кругом был дремучий лес, также и гора была покрыта лесом. Примерно 150-170 лет тому назад было в деревне до сорока дворов. Орудия труда были самые примитивные; деревянные. Шли годы, утекло много воды. По рассказу открылась первая школа в 1887 году, в ней училось 17 ребят, к этому времени появилось неравенство. Поэтому в школе могли учиться дети лишь богатых.

Учителем был Андрей Байранов из деревни Шукшана, нынешнего Шаранского района. Неподалеку от школы, волостное здание, на нынешней Красноармейской улице. По волостному суду обвиняемого наказывали палкой до 25 ударов. Наказывали главным образом за кражу. Основным занятием оставалось земледелие, скотоводство и варка дегтя. Эти факты показывают, что каждая семья жила только для себя, единолично.

Переселенцы-мари покупали участки земли у башкир на определенный срок, на 12 лет. Переселенцы-марийцы,  скрываясь  от крещения христианской веры, сохраняли языческую веру. Они обычно в июле месяце ходили молиться в моленью. Одевались все в белое, в домотканных шовыр, брюки, лапти и шляпу. Молельня была издавна в районе больничного леса. Молиться марийцы приходили из 18 деревень, а к этому времени население росло, увеличивалось и количество деревень.

Он рассказывал один интересный случай. Однажды марийцы пришли в лес, чтобы корчевать пни, там они нашли толстую липу, в ней оказалось дупло с пчелами. Срубили липу и там обнаружили много меду. Из того же дупла вырубили корыто и переложили мед. Наелись, а сами отправились домой. Про мед забыли. Прошло добрых два года, опять мужики случайно наткнулись на это. Но мед уже превратился в сладкую воду. Попробовали - понравилось. Напились и тут же уснули, проспали целых три дня. Этот пример показывает, что люди в то время занимались бортничеством - сбором меда диких пчел. А постепенно и сами стали заниматься пчеловодством. Об истории села Мишкино в начале XX века поведал старожил с. Мишкино Саляев Паляй, 1896 года рождения - мари. В 1905 году в стране произошла буржуазно-демократическая революция.

Каждая семья д. Мишкино имела свой скот, свой надел земли. Надел земли по ревизии получали только мужчины, а затем подушно. Деревня была от моста со стороны Елышево до Мошкиных. В деревне был староста, в виде председателя сельсовета. Староста был выборным, был писарь. Была также начальная школа на тракторной улице, а арендованном доме Шамукаева Шамидана. В ней училось 30 юношей и девушек. Обучали на марийском и русском языках. Учили писать, считать и богослужению. Учителем был Юрий Гаврилович Кармазин. На  всю  волость  - Камеево,  Сухоязово,  Ново-Ключево,  Елышево, Арзаматово и Мишкино был фельдшер Сергей Гаврилович.

Категория: Мои статьи | Добавил: akbuldin-ruslan (04.08.2011)
Просмотров: 9510 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Andryhiz  
0
https://nvzmk.ru/stati/svarka-dvutavrovykh-balok-mezhdu-soboy/ - Сварка двутавровых балок между собой

Имя *:
Email *:
Код *: